Приложение №
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель Совета училища И.о. директора
__________________________ _______________________
С.А. Молчанов _________ ________ О.Н.Ковкова
2016год ____ _________2016год
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ
(ОБЩЕСТВЕННО-ОПАСНЫМ) ПОВЕДЕНИЕМ »
(ГБПОУ АО «Специальное учебно- воспитательное учреждение »)
п. Североонежск
Психологическая служба является необходимым компонентом реабилитационного процесса училища обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального, профессионального потенциала обучающихся.
Организационно-методическую основу деятельности службы определяет Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации и настоящее Положение.
В работе Служба руководствуется Конвенцией прав ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, «Этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России, нормативными документами и решениями областного управления образования и науки Архангельской области, локальными актами ГБПОУ АО «Специальное учебно-воспитательное учреждение» п. Североонежск, настоящим положением.
Сотрудники Службы определяют направленность и приоритеты, в своей работе руководствуясь указанными нормативными актами, согласно запросам конкретного образовательного учреждения и собственной стратегии построения профессиональной деятельности.
Для оказания своевременной квалифицированной помощи обучающимся и социально-психологической реабилитации и адаптации в структуре Службы функционирует комната психологической разгрузки (КПР).
Основная цель службы – обеспечение психологического сопровождения процесса реабилитации в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями обучающихся в условиях закрытого учреждения.
Задачи Службы:
Количество психологов в училище определяется из расчета 25 обучающихся на одного психолога.
Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором.
Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору.
Основными направлениями деятельности службы являются психологическая диагностика, развивающая работа, поведенческая коррекция, профилактическая работа, психологическое консультирование, психическое просвещение, организационно-методическая работа.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
- Психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей обучающихся для составления социально-психологического портрета.
- Выявление профессиональных и познавательных интересов; определение индивидуального стиля познавательной деятельности.
Работа осуществляется в форме плановой диагностики, результаты которой сообщаются в виде психологической характеристики и озвучиваются на ПМПК, а также по запросу администрации, педагогического состава, воспитателей, работающих непосредственно с обучающимся.
Схема проведения диагностики и выбор методик зависит от проблемы обращения и решается строго в границах профессиональной компетенции.
РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.
- Повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса.
- Создание условий, в рамках которых педагоги училища получают профессионально и личностно значимые психологические знания.
- Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта обучающихся посредством разработки рекомендаций педагогическим работникам.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ.
Работа, нацеленная на поведенческие изменения, и имеет выраженный практический характер:
Данное направление в работе реализуется с использованием КПР по графику работы: индивидуальная работа до 30 минут, групповая – до 1 часа. Методическое обеспечение КПР подразумевает наличие практико-ориентированной литературы, развивающих программ, релаксационных упражнений, учебная литература, анкеты для оценки эффективности работы. Организационное обеспечение КПР предполагает подготовку оборудования, в том числе технических средств: музыкальный центр, аудио-, видеоматериалы, аромалампа, светильники (с движущимися предметами, светодиодами). Документация: график работы, журнал учета видов деятельности педагога-психолога, учебная и методическая литература.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Реализуется данное направление в работе преимущественно в форме лекций, бесед, групповых тренингов, групповых дискуссий, ролевые игры и моделирование социального поведения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.
- Оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и обучающимся в осознании ими природы затруднений.
- Помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
- Оказание психологической помощи и поддержки обучающимся и педагогам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта или сильного эмоционального переживания.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций. Ориентировочное время сеанса консультаций 40-60 минут.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Определять направленность и приоритеты в своей работе с учетом актуального состояния образовательного и воспитательного процесса.
- анализ и планирование деятельности.
- Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки коррекционных и развивающих программ.
- Участие в семинарах, конференциях, совещаниях, консилиумах.
- Повышение профессионального уровня через курсы повышения квалификации, изучения передового опыта педагогов-психологов, изучения новейшей психологической литературы.
- Посещение совещаний и методических кабинетов.
- Оформление кабинета:
- стимульный и бланковый материал к диагностико-коррекционным мероприятиям в соответствии с возрастной дифференциацией.
- Материалы для творческой деятельности обучающихся.
- Атрибуты для тренинговой и развивающей работы.
- информационные стенды по вопросам воспитания и развития детей.
- информационные материалы о смежных специалистах и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники).
- литература и печатные издания по повышению научно-теоретического уровня, практических навыков и профессиональной компетентности.
- программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности.
- диагностические материалы по исследованию эмоциональной, мотивационной, волевой, личностной и интеллектуальной сферы.
- коррекционно-развивающие программы по различным направлениям.
- профилактические программы.
- аудио-, видеоматериалы
- Ведение учетной и отчетной документации:
- план работы.
- график работы.
- журнал учета видов работы.
- аналитическая отчетность
- статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении.
- протоколы, сводные таблицы, заключения.
Педагог-психолог имеет ПРАВО:
- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательного учреждения.
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с обучающимися и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.
- отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий их успешного выполнения.
- знакомиться с документацией училища, обращаться с запросами в медицинские учреждения.
- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах обучающегося.
Психолог ОБЯЗАН:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.
- знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы.
- препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ лицам, не обладающим соответствующей профессиональной подготовкой.
- в решении всех вопросов исходить только из интересов обучающегося.
- хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб обучающемуся или его окружающим.
- оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психологического развития обучающихся, индивидуального подхода к подростку.
- оказывать необходимую и возможную помощь обучающимся в решении их индивидуальных проблем.
- работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом училища.
- по запросам администрации подготавливать необходимые материалы для психолого – медико - педагогической комиссии.
- выполнять распоряжения администрации училища, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.
- вести карту диагностических обследований и наблюдений обучающихся.
- вести запись и регистрацию всех видов работ.
- заполнять карты индивидуального сопровождения обучающихся.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ педагога-психолога:
- педагог-психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
- педагог-психолог несет персональную ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, другой документации, рекомендованной к использованию в установленном порядке.
- педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиентов.